24.01.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 3665; сегодня: 2.

Сохранить нельзя закрыть

Сохранить нельзя закрыть

Обсуждение на дискуссионной площадке по теме «Сельская школа: новые возможности» началось со статистики. Сегодня общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют почти 70 % от численности всех общеобразовательных учреждений России. В них обучается 30 % детей и работает 40 % учителей. При этом наблюдаются тенденции сокращения их численности. К примеру, за последние 10 лет количество подобных образовательных учреждений сократилось примерно на две тысячи.

По мнению участников дискуссии, которые представляли 22 региона России, сокращение численности сельских школ - один из важных проблемных вопросов системы образования. Как заметил в своем выступлении председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов, сельская школа часто выполняет селообразующую функцию. Если гибнет школа, гибнет село. Если школа развивается, то развивается и поселение, в котором она находится.

Вообще, феномен сельской школы – это совокупность многих составляющих. Например, это и социальный институт, который влияет на особое мировосприятие выпускника. Сельская школа воспитывает такие социальные качества, как патриотизм, дружба и т.д.

Сельская школа в большей степени, чем городская, играет компенсаторную роль, зачастую выполняя роль воспитателя, друга. Здесь более доверительные отношения между учеником и учителем. В то же время этот феномен является фактором риска, поскольку выпускник сельской школы, попадая в большой город, сталкивается с иной социокультурной средой и испытывает при этом немалые трудности.

Что касается проблем сельской школы, то, по утверждению участников дискуссии, они во всех регионах, в основном, одинаковые. В частности, отсутствует качественная подготовка педагогических кадров. Ведь учитель сельской школы должен быть не только универсалом-предметником, но и педагогом-надпредметником, владеющим несколькими профилями, человеком, обладающим особым культурологическим потенциалом. Бакалавриата для подготовки такого учителя недостаточно.

Как проблему можно обозначить определенную социокультурную замкнутость сельской школы, когда учителя не торопятся устанавливать интенсивные профессиональные контакты. А также отсутствие учреждений культуры на селе, ряд социальных проблем. Кроме того, должно быть переосмыслено нормативно-подушевое финансирование в отношении малокомплектной сельской школы, поскольку есть образовательные учреждения, где обучается всего 15-20 детей.

В то же время школы, предоставляющие некачественные образовательные услуги, сохранять не имеет смысла. К примеру, как рассказал директор Береславской школы Волгоградской области Евгений Агарков, если в сельском филиале большой школы обучается мало детей, то эта школа, финансируемая по принципу «ученико-час», обеспечивается соответствующими средствами. Учитель, преподающий в ней, получает в 4-5 раз меньше, чем учитель, преподающий в классе стандартной наполняемости. И, как следствие, в подобной школе не всегда ведутся все предметы и часто нет элементарного учебного оборудования.

В решении многих проблем сельской школы может сыграть важную роль региональная политика. Сельские школы бывают разные, и к каждой из них нужно подходить индивидуально, учитывая территориальные условия. Большинство областей в России придерживаются позиции сохранения и развития сельской школы.


Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...
562 года назад на престол взошёл Иван III
28.03.2024 10:44 Новости
562 года назад на престол взошёл Иван III
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается...
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
27.03.2024 18:03 Новости
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
Группа ученых из Кемеровского государственного университета во главе с доктором исторических наук Ольгой Советовой описала ранее неизвестные петроглифы, обнаруженные в ходе экспедиций последних трех лет. Среди найденных рисунков неожиданно оказалось и крайне редкое изображение парохода. Основной...
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
27.03.2024 17:20 Новости
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
В подмосковном городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского городского поселения археологи провели превентивное обследование территории, прилегающей к скверу Дулевского фарфорового завода. В результате был обнаружен ранее неизвестный исторический слой, который уже признан вновь выявленным объектом...
Музыкальные вершины великих эпох России
27.03.2024 17:02 Мероприятия
Музыкальные вершины великих эпох России
26 марта 2024 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки представлен новый масштабный мультимедийный музыкально-исторический проект «Музыкальные вершины великих эпох России», проводимый в рамках  общероссийской историко-культурной  благотворительной акции...